Возможно, (и даже — скорее всего) опытным велосипедистам этот рассказ покажется
наивным и смешным. Но, думаю, тем кто только-только задумывается о приобретении
велосипеда и не помышляет пока о длительных велопоходах или марафонах, он все-таки
окажется полезным и позволит сэкономить время и нервы.
Все ниже написанное — это лишь мои собственные выводы и если я в чем-то не прав,
буду только рад услышать отзывы опытных людей.
Старый «Турист»
Новый «Турист»?
Выбор байка
Первые ощущения
Эксплуатация
СТАРЫЙ «ТУРИСТ»
Все началось с того, что зимой 2003 года, по независящим от
меня причинам, моя мечта о покупке мотоцикла накрылась «медным тазом». Тут
я, честно говоря, был поставлен в тупик: ездить мне нравилось до одурения,
а появления средства передвижения в ближайшем будущем не предвиделось. Что
ж, решил я, будем довольствоваться малым — и достал свой, а точнее еще
отцовский, велосипед «Турист». Катался я на нем и раньше, но теперь, решив
начать не «кататься», а «ездить», намеревался взяться за него серьезно.
Велосипед этот, штука довольно любопытная. Хотя бы тем, что он мой ровесник
— ему уже 27 лет. Когда-то на его раме было установлено дополнительное
седло, на которое меня сажал отец, и мы отправлялись путешествовать по
городу. Может быть, именно тогда во мне и зародилась тяга к «двум колесам»?
Кто знает...
Внешне «Турист»
выглядел
весьма неплохо для своих лет. Но,
прокатившись на нем раз, я понял, что мне не нравится как он «катит». Для
начала я решил его перебрать и смазать. Каково же было мое удивление,
когда, разобрав велосипед на составляющие, я в подшипниках обнаружил не
смазку, а нечто напоминающее по консистенции засохший пластилин. Нда,
приуныл было я, представив себе во что превратились трущиеся поверхности и
шарики в подшипниках. Но, похоже, что на самом деле Харьковский велосипедный завод производил
танки, а велосипеды были лишь для маскировки и делались
они на том же оборудовании. После того как все было протерто и очищено от
грязи и «смазки», я увидел, что все практически в идеальном состоянии! И
это притом, что «Турист» отходил уже весьма неслабо. Потом я пытался
выяснить у отца, когда он последний раз проводил ТО, получалась, что очень
давно. На полную разборку/сборку у меня ушла неделя. В итоге я мог собирать
«Туристы» с закрытыми глазами находясь в состоянии кровавого бодуна.
Первый
же пробный заезд показал — старался я не зря. Велосипед катил несравнимо
лучше. Я был в восторге! Первым серьезным путешествием стал
тридцатикилометровый велопробег. Для начала мне показалось очень неплохо —
расстояние для меня было вполне, плюс дорога почти постоянно шла в гору. Да
еще жара.
В процессе поездки выяснились и минусы велосипеда — переключение скоростей
было не совсем четким: на маленькую звезду трещотки цепь упорно не хотела
переключаться, и на большую звезду системы тоже временами «заползала»
весьма неохотно. К тому же, с непривычки, я не мог сразу выставить нужное
положение переключателей и мне постоянно приходилось нагибаться к манеткам.
Понятно, что на трассе это делать не полезно, т.к. внимание отвлекается от
дороги и велосипед временами «виляет» (а машины мимо несутся ого-го как). И
потом, моя основная опорная точка все-таки больше привыкла к мягкому креслу
перед компьютером, а не к жесткому седлу.
Плюсы: «Турист» все-таки неплохой
велосипед. Если нет денег на покупку нового велосипеда и нет особых
запросов — на нем можно ездить, и даже на большие расстояния. Естественно,
он требует правильной настройки и ухода, как и любая другая механика. Но
уход этот минимален и несложен.
Минусы: Во-первых, необходимо привыкать к
переключению скоростей. Когда привычка появляется, и начинаешь
«чувствовать» переключение, проблем становится меньше. Во-вторых, жесткое
седло. В третьих, «Туристы» выпущенные после примерно 1986го года заметно
проигрывают в качестве более старым — соответственно требуют большего
внимания и чаще ломаются. И в четвертых, «Турист» все-таки предназначен для
«дорог с улучшенным покрытием», именно на них он может показать себя во
всей красе.
НОВЫЙ «ТУРИСТ»?
Покатавшись таким образом какое-то время и
окончательно «заболев», я решил переоборудовать «Турист» во что-то более
современное. В Интернете нашлось довольно много информации по переделке
«Старт-Шоссе» в более-менее современный туринг. Неделю или две я впитывал
информацию как губка, и, наконец, количество перешло в качество — я понял,
чего хочу. Но тут меня ждало жестокое разочарование — пройдясь по рынку и
спортивным магазинам, я понял, что в Перми очень трудно реализовать
задуманное. В магазинах подавляющее большинство деталей для горных или
внедорожных велосипедов. И если обвеску при желании можно было поменять, то
где приобрести обода, покрышки на 28" и тормоза я не нашел. А то, что
предлагалось на рынке попросту не рассматривалось из-за отвратительного
качества всех запчастей без исключения. В итоге источником современных
деталей мог стать только Интернет, но в этом случае сроки и материальные
затраты ощутимо увеличивались.
Плюсы: Если есть достаточно желания, денег и
времени, то оставив раму «Туриста» и заменив все остальное на современные
детали можно собрать приличный шоссейник или гибрид, по своим
характеристикам ненамного отстающий от существенно более дорогих брендовых
велосипедов. Опять же оговорюсь — приличный по соотношению
цена/качество/характеристики и при отсутствии профессиональных запросов.
Минусы: Главный и основной — в Перми это сделать малореально из-за
отсутствия многих запчастей в «близком» доступе.
ВЫБОР БАЙКА
Следующим этапом в моей велосипедной карьере было принятие решения о приобретении
современного байка. Денег было около 300$, что позволяло купить байк
начального уровня. Рассуждал я следующим образом: во-первых, мне все-таки
не верилось в заявленную на многих сайтах «мгновенную» убиваемость дешевой
обвески. Думаю, что это мнение вызвано тем, что люди, которые это пишут,
ездят по-серьезному, и понятно, что высоких нагрузок детали «нижнего уровня» не
выдерживают. Я же пока рассматриваю лишь покатушки на сравнительно
небольшие расстояния. Так вот, по моим прикидкам при нормальном уходе
оборудования нижнего класса мне вполне бы хватило минимум на сезон.
Во-вторых, главное в велосипеде — это рама. Все остальное можно менять уже
отталкиваясь от нее. А если же меняем раму — по сути дела меняем и
велосипед.
Очень возможно, что покупать сразу байк с обвеской высокого
класса в итоге выгоднее, но это ОДНОМОМЕНТНАЯ большая трата. А если взять
более дешевый байк, но с хорошей рамой, позволяющей потом устанавливать
более дорогое оборудование — то тогда расходы растянуться во времени.
В Перми не так уж и много магазинов, где стоит покупать велосипед:«Триал-Спорт»,
«Спорт-Центр», «Басег» и «Интер-Спорт». Сразу отмечу, что никоим образом не
хочу принизить или, наоборот, приукрасить достоинства того или иного
магазина. Просто расскажу как выбирал я сам.
В «Басеге» и «Интер-Спорте» на тот
момент (август 2004 г.) ничего заинтересовавшего меня не оказалось. В
«Спорт-Центре» из недорогих оставалась единственная Merida Kalahari 510.
Однако, как начальный вариант — вполне. А вот в «Триале» выбор был гораздо
больше — из самых дешевых Jamis Ranger XR и SX, GT Aggressor. Чуть подороже
шли Norco Mountainer, Jamis Cross Country 1.0, GT Avalanche 3.0. И,
поднатужившись, я мог себе позволить выбрать из K2 Zed 1.0, Corratec
X-Trail Mayon и Corratec X-Trail Halcon. (Забегая вперед скажу — недели
через две, после того как я купил свой байк цены в «Триале» существенно
упали и за те же деньги можно было взять что-нибудь покруче.) Итак, выбор,
как видите, достаточен. Подробно комплектацию всех велосипедов можно
посмотреть на сайте «Триал-Спорт» или в каталоге, я лишь приведу свои
основные соображения.
Понятно, что я начал с самых дешевых — Jamis Ranger
XR и GT Aggressor. Однако, по мере накопления материала и обсуждения в
форумах я все-таки решил брать что-то более дорогое. Основным соображением
был более высокий уровень рамы. После двухнедельных метаний я остановился
на Corratec X-Trail. И пошел в магазин, уже практически решив купить одну
из моделей, к тому же у них единственных уже шли в комплекте рога на руль.
Но, увидев Halcon вживую, я к своему сожалению обнаружил, что задний
переключатель у него крепится непосредственно на раму, а не на сменный
петух. И в случае поломки крепления (например, во время неудачного
спрыгивания с бортика) это уже не лечится. Честно говоря, я даже растерялся
— у остальных моделей наблюдалась такая же картина. Я попросил продавца
(все-таки это иногда полезно!) показать мне модель этой же ценовой
категории, но с «петухом». Мне выкатили Jamis Cross Country 1.0 и я понял
что это — мое! Рама была то, что надо — с петухом и даже с креплениями под
дисковые тормоза. И главное — велосипед мне ПОНРАВИЛСЯ сразу, и я уже
больше не хотел ничего другого. Итог понятен — я стал обладателем
Jamis Cross Country 1.0.
Вывод: выбирая велосипед надо более-менее представлять
себе, как вы собираетесь ездить и технические (и финансовые) возможности
дальнейшей модернизации. Наибольший выбор моделей представлен в магазине
«Триал-Спорт», причем там есть возможность «удаленно» выбирать себе байк,
изучая комплектацию моделей на сайте. Или взяв в магазине бесплатный
каталог товаров. У «Басега» тоже есть сайт, там можно только скачать
прайс-лист и уже по нему ориентироваться, но следует учитывать, что бывают
ситуации когда одна и та же модель имеет некоторые различия в обвеске. Свой
сайт есть и у магазинов «Спорт-Центр».
Что касается представленных
производителей байков то ситуация на август 2004 г. была такова:
«Басег» —
Univega (в основном), Fuji, Focus, Felt.
«Интер-Спорт» — Author и Merida.
«Спорт-Центр» — в основном Merida.
«Триал-Спорт» — K2, Corratec, GT, Norco,
Jamis
Торговый дом «Спорт» — Fuji, Kona
ПЕРВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Самым первым
впечатлением была непривычная легкость байка. Когда я первый раз сел и
даванул педаль с нормальным для «Туриста» усилием, меня просто сдернуло с
места. Второе — это индексное переключение скоростей, когда не надо
«искать» манеткой нужное положение переключателя. Щелчок — и скорость
переключена. Красота!
Что касается ходовых качеств, то по ровной дороге
Jamis идет конечно не так как «Турист» (особенно, когда тот наберет скорость),
но к этому быстро привыкаешь. А стоит только свернуть с ровной дороги —
сразу ощущаешь неоспоримое преимущество Jamis'a. Пусть на байке стоит дешевая
пружинная вилка, но скажу, что свое она вполне отрабатывает. И в лоб мне
тоже пока ни разу не отскочила, хоть и демпфера на ней нет.
Поскольку байк продавался «как есть», пришлось докупать инструмент, крылья и флягу для
воды.
Старый инструмент в большинстве своем не подходит, т.к. практически
все болты выполнены с внутренним шестигранником. Самый лучший выход, на мой
взгляд,
это
вот такой
набор ключей.
На металлорынке он стоит 150 р., а
фирменный в «Спорт-Центре» стоит около 400. Разница лишь в том, что плоская
отвертка на «китайце» выполнена в виде пластины, а не сплющенного на конце
шестигранника, и потому более хилая. Крылья я тоже поставил безродные,
немного переставив на них крепления.
Новый насос покупать нет
необходимости, т.к. на байке стоят камеры с автомобильными ниппелями (как
на «Каме») и старый справляется со своей задачей на «ура».
Также необходимо
приобрести выжимку для цепи (устройство, с помощью которого можно размыкать
и смыкать цепь), хорошую головку на 12 мм с воротком для разбора педалей и
ключ для съема шатунов.
Ну и еще я не удержался и купил велокомпьютер Sigma
Sport, модель 600. Очень удобная штука, считает общий километраж,
расстояние пройденное в текущей поездке, время текущей поездки, показывает
текущую скорость и максимальную. Еще в нем есть часы и он водонепроницаем,
я проверял. :)
Вот, пожалуй, и все из необходимого.
Гарантия на обвеску байка 1 год, а на раму — пожизненная.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Процесс обкатки прошел
более-менее гладко. Где-то недели через полторы, как и рекомендовалось в
руководстве, я съездил в магазин на ТО. Был отрегулирован натяг
троса переднего переключателя и устранен небольшой люфт в каретке.
По совету механика я поменял разборную каретку на картридж. Картридж, это по
сути та же каретка, но выполненная в неразборном виде и хорошо
загерметизированная. Обслуживается по принципу: сломалась — выкинул. Вместе
с установкой это удовольствие мне обошлось в 400 р. И хотя картридж был
самый простой Shimano BB-UN25 (группа оборудования Turney), его
преимущества перед разборной кареткой я почувствовал сразу же после первого
попадания под хороший ливень — грязь и песок внутрь картриджа не проникают.
Стоит отметить один минус — из-за того, что передний переключатель на байке
SRAM 3.0, то картридж пришлось покупать с длиной вала 122 мм. А как мне
сказали в «Триал-Спорте», такие картриджи у них бывают не очень часто.
Поэтому каретку я пока выбрасывать не стал.
Цепь выдержала около 130 км,
затем было удалено «слабое звено», которое почти уже порвалось.
Еще были сняты и смазаны ролики заднего переключателя. Делать это надо после каждой
поездки по хорошим дожем и по грязи. Так как они совершенно не защищены и
грязь в них попадает очень легко.
По запчастям могу сказать следующее:
наиболее широкий выбор в магазине «Интер-Спорт», далее идет «Триал-Спорт», потом «Спорт-Центр»
в «Строгановском», а потом «Басег».
Пока все :)
Наверх
|
|
|