Ссылки на велосипедные сайты Словарик На главную
Ссылки на велосипедные сайты Словарик На главную страницу
 

Возможно, (и даже — скорее всего) опытным велосипедистам этот рассказ покажется наивным и смешным. Но, думаю, тем кто только-только задумывается о приобретении велосипеда и не помышляет пока о длительных велопоходах или марафонах, он все-таки окажется полезным и позволит сэкономить время и нервы.

Все ниже написанное — это лишь мои собственные выводы и если я в чем-то не прав, буду только рад услышать отзывы опытных людей.


Старый «Турист»
Новый «Турист»?
Выбор байка
Первые ощущения
Эксплуатация

СТАРЫЙ «ТУРИСТ»
Все началось с того, что зимой 2003 года, по независящим от меня причинам, моя мечта о покупке мотоцикла накрылась «медным тазом». Тут я, честно говоря, был поставлен в тупик: ездить мне нравилось до одурения, а появления средства передвижения в ближайшем будущем не предвиделось. Что ж, решил я, будем довольствоваться малым — и достал свой, а точнее еще отцовский, велосипед «Турист». Катался я на нем и раньше, но теперь, решив начать не «кататься», а «ездить», намеревался взяться за него серьезно.

Велосипед этот, штука довольно любопытная. Хотя бы тем, что он мой ровесник — ему уже 27 лет. Когда-то на его раме было установлено дополнительное седло, на которое меня сажал отец, и мы отправлялись путешествовать по городу. Может быть, именно тогда во мне и зародилась тяга к «двум колесам»? Кто знает...

Внешне «Турист» выглядел весьма неплохо для своих лет. Но, прокатившись на нем раз, я понял, что мне не нравится как он «катит». Для начала я решил его перебрать и смазать. Каково же было мое удивление, когда, разобрав велосипед на составляющие, я в подшипниках обнаружил не смазку, а нечто напоминающее по консистенции засохший пластилин. Нда, приуныл было я, представив себе во что превратились трущиеся поверхности и шарики в подшипниках. Но, похоже, что на самом деле Харьковский велосипедный завод производил танки, а велосипеды были лишь для маскировки и делались они на том же оборудовании. После того как все было протерто и очищено от грязи и «смазки», я увидел, что все практически в идеальном состоянии! И это притом, что «Турист» отходил уже весьма неслабо. Потом я пытался выяснить у отца, когда он последний раз проводил ТО, получалась, что очень давно. На полную разборку/сборку у меня ушла неделя. В итоге я мог собирать «Туристы» с закрытыми глазами находясь в состоянии кровавого бодуна.

Первый же пробный заезд показал — старался я не зря. Велосипед катил несравнимо лучше. Я был в восторге! Первым серьезным путешествием стал тридцатикилометровый велопробег. Для начала мне показалось очень неплохо — расстояние для меня было вполне, плюс дорога почти постоянно шла в гору. Да еще жара.

В процессе поездки выяснились и минусы велосипеда — переключение скоростей было не совсем четким: на маленькую звезду трещотки цепь упорно не хотела переключаться, и на большую звезду системы тоже временами «заползала» весьма неохотно. К тому же, с непривычки, я не мог сразу выставить нужное положение переключателей и мне постоянно приходилось нагибаться к манеткам. Понятно, что на трассе это делать не полезно, т.к. внимание отвлекается от дороги и велосипед временами «виляет» (а машины мимо несутся ого-го как). И потом, моя основная опорная точка все-таки больше привыкла к мягкому креслу перед компьютером, а не к жесткому седлу.

Плюсы: «Турист» все-таки неплохой велосипед. Если нет денег на покупку нового велосипеда и нет особых запросов — на нем можно ездить, и даже на большие расстояния. Естественно, он требует правильной настройки и ухода, как и любая другая механика. Но уход этот минимален и несложен.

Минусы: Во-первых, необходимо привыкать к переключению скоростей. Когда привычка появляется, и начинаешь «чувствовать» переключение, проблем становится меньше. Во-вторых, жесткое седло. В третьих, «Туристы» выпущенные после примерно 1986го года заметно проигрывают в качестве более старым — соответственно требуют большего внимания и чаще ломаются. И в четвертых, «Турист» все-таки предназначен для «дорог с улучшенным покрытием», именно на них он может показать себя во всей красе.

НОВЫЙ «ТУРИСТ»?
Покатавшись таким образом какое-то время и окончательно «заболев», я решил переоборудовать «Турист» во что-то более современное. В Интернете нашлось довольно много информации по переделке «Старт-Шоссе» в более-менее современный туринг. Неделю или две я впитывал информацию как губка, и, наконец, количество перешло в качество — я понял, чего хочу. Но тут меня ждало жестокое разочарование — пройдясь по рынку и спортивным магазинам, я понял, что в Перми очень трудно реализовать задуманное. В магазинах подавляющее большинство деталей для горных или внедорожных велосипедов. И если обвеску при желании можно было поменять, то где приобрести обода, покрышки на 28" и тормоза я не нашел. А то, что предлагалось на рынке попросту не рассматривалось из-за отвратительного качества всех запчастей без исключения. В итоге источником современных деталей мог стать только Интернет, но в этом случае сроки и материальные затраты ощутимо увеличивались.

Плюсы: Если есть достаточно желания, денег и времени, то оставив раму «Туриста» и заменив все остальное на современные детали можно собрать приличный шоссейник или гибрид, по своим характеристикам ненамного отстающий от существенно более дорогих брендовых велосипедов. Опять же оговорюсь — приличный по соотношению цена/качество/характеристики и при отсутствии профессиональных запросов.

Минусы: Главный и основной — в Перми это сделать малореально из-за отсутствия многих запчастей в «близком» доступе.

ВЫБОР БАЙКА
Следующим этапом в моей велосипедной карьере было принятие решения о приобретении современного байка. Денег было около 300$, что позволяло купить байк начального уровня. Рассуждал я следующим образом: во-первых, мне все-таки не верилось в заявленную на многих сайтах «мгновенную» убиваемость дешевой обвески. Думаю, что это мнение вызвано тем, что люди, которые это пишут, ездят по-серьезному, и понятно, что высоких нагрузок детали «нижнего уровня» не выдерживают. Я же пока рассматриваю лишь покатушки на сравнительно небольшие расстояния. Так вот, по моим прикидкам при нормальном уходе оборудования нижнего класса мне вполне бы хватило минимум на сезон.

Во-вторых, главное в велосипеде — это рама. Все остальное можно менять уже отталкиваясь от нее. А если же меняем раму — по сути дела меняем и велосипед.

Очень возможно, что покупать сразу байк с обвеской высокого класса в итоге выгоднее, но это ОДНОМОМЕНТНАЯ большая трата. А если взять более дешевый байк, но с хорошей рамой, позволяющей потом устанавливать более дорогое оборудование — то тогда расходы растянуться во времени.

В Перми не так уж и много магазинов, где стоит покупать велосипед:«Триал-Спорт», «Спорт-Центр», «Басег» и «Интер-Спорт». Сразу отмечу, что никоим образом не хочу принизить или, наоборот, приукрасить достоинства того или иного магазина. Просто расскажу как выбирал я сам.

В «Басеге» и «Интер-Спорте» на тот момент (август 2004 г.) ничего заинтересовавшего меня не оказалось. В «Спорт-Центре» из недорогих оставалась единственная Merida Kalahari 510. Однако, как начальный вариант — вполне. А вот в «Триале» выбор был гораздо больше — из самых дешевых Jamis Ranger XR и SX, GT Aggressor. Чуть подороже шли Norco Mountainer, Jamis Cross Country 1.0, GT Avalanche 3.0. И, поднатужившись, я мог себе позволить выбрать из K2 Zed 1.0, Corratec X-Trail Mayon и Corratec X-Trail Halcon. (Забегая вперед скажу — недели через две, после того как я купил свой байк цены в «Триале» существенно упали и за те же деньги можно было взять что-нибудь покруче.) Итак, выбор, как видите, достаточен. Подробно комплектацию всех велосипедов можно посмотреть на сайте «Триал-Спорт» или в каталоге, я лишь приведу свои основные соображения.

Понятно, что я начал с самых дешевых — Jamis Ranger XR и GT Aggressor. Однако, по мере накопления материала и обсуждения в форумах я все-таки решил брать что-то более дорогое. Основным соображением был более высокий уровень рамы. После двухнедельных метаний я остановился на Corratec X-Trail. И пошел в магазин, уже практически решив купить одну из моделей, к тому же у них единственных уже шли в комплекте рога на руль. Но, увидев Halcon вживую, я к своему сожалению обнаружил, что задний переключатель у него крепится непосредственно на раму, а не на сменный петух. И в случае поломки крепления (например, во время неудачного спрыгивания с бортика) это уже не лечится. Честно говоря, я даже растерялся — у остальных моделей наблюдалась такая же картина. Я попросил продавца (все-таки это иногда полезно!) показать мне модель этой же ценовой категории, но с «петухом». Мне выкатили Jamis Cross Country 1.0 и я понял что это — мое! Рама была то, что надо — с петухом и даже с креплениями под дисковые тормоза. И главное — велосипед мне ПОНРАВИЛСЯ сразу, и я уже больше не хотел ничего другого. Итог понятен — я стал обладателем Jamis Cross Country 1.0.

Вывод: выбирая велосипед надо более-менее представлять себе, как вы собираетесь ездить и технические (и финансовые) возможности дальнейшей модернизации. Наибольший выбор моделей представлен в магазине «Триал-Спорт», причем там есть возможность «удаленно» выбирать себе байк, изучая комплектацию моделей на сайте. Или взяв в магазине бесплатный каталог товаров. У «Басега» тоже есть сайт, там можно только скачать прайс-лист и уже по нему ориентироваться, но следует учитывать, что бывают ситуации когда одна и та же модель имеет некоторые различия в обвеске. Свой сайт есть и у магазинов «Спорт-Центр».

Что касается представленных производителей байков то ситуация на август 2004 г. была такова:
«Басег» — Univega (в основном), Fuji, Focus, Felt.
«Интер-Спорт» — Author и Merida.
«Спорт-Центр» — в основном Merida.
«Триал-Спорт» — K2, Corratec, GT, Norco, Jamis
Торговый дом «Спорт» — Fuji, Kona

ПЕРВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Самым первым впечатлением была непривычная легкость байка. Когда я первый раз сел и даванул педаль с нормальным для «Туриста» усилием, меня просто сдернуло с места. Второе — это индексное переключение скоростей, когда не надо «искать» манеткой нужное положение переключателя. Щелчок — и скорость переключена. Красота!

Что касается ходовых качеств, то по ровной дороге Jamis идет конечно не так как «Турист» (особенно, когда тот наберет скорость), но к этому быстро привыкаешь. А стоит только свернуть с ровной дороги — сразу ощущаешь неоспоримое преимущество Jamis'a. Пусть на байке стоит дешевая пружинная вилка, но скажу, что свое она вполне отрабатывает. И в лоб мне тоже пока ни разу не отскочила, хоть и демпфера на ней нет.

Поскольку байк продавался «как есть», пришлось докупать инструмент, крылья и флягу для воды.

Старый инструмент в большинстве своем не подходит, т.к. практически все болты выполнены с внутренним шестигранником. Самый лучший выход, на мой взгляд, это вот такой набор ключей. На металлорынке он стоит 150 р., а фирменный в «Спорт-Центре» стоит около 400. Разница лишь в том, что плоская отвертка на «китайце» выполнена в виде пластины, а не сплющенного на конце шестигранника, и потому более хилая. Крылья я тоже поставил безродные, немного переставив на них крепления.

Новый насос покупать нет необходимости, т.к. на байке стоят камеры с автомобильными ниппелями (как на «Каме») и старый справляется со своей задачей на «ура».

Также необходимо приобрести выжимку для цепи (устройство, с помощью которого можно размыкать и смыкать цепь), хорошую головку на 12 мм с воротком для разбора педалей и ключ для съема шатунов.

Ну и еще я не удержался и купил велокомпьютер Sigma Sport, модель 600. Очень удобная штука, считает общий километраж, расстояние пройденное в текущей поездке, время текущей поездки, показывает текущую скорость и максимальную. Еще в нем есть часы и он водонепроницаем, я проверял. :)

Вот, пожалуй, и все из необходимого.

Гарантия на обвеску байка 1 год, а на раму — пожизненная.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Процесс обкатки прошел более-менее гладко. Где-то недели через полторы, как и рекомендовалось в руководстве, я съездил в магазин на ТО. Был отрегулирован натяг троса переднего переключателя и устранен небольшой люфт в каретке.

По совету механика я поменял разборную каретку на картридж. Картридж, это по сути та же каретка, но выполненная в неразборном виде и хорошо загерметизированная. Обслуживается по принципу: сломалась — выкинул. Вместе с установкой это удовольствие мне обошлось в 400 р. И хотя картридж был самый простой Shimano BB-UN25 (группа оборудования Turney), его преимущества перед разборной кареткой я почувствовал сразу же после первого попадания под хороший ливень — грязь и песок внутрь картриджа не проникают. Стоит отметить один минус — из-за того, что передний переключатель на байке SRAM 3.0, то картридж пришлось покупать с длиной вала 122 мм. А как мне сказали в «Триал-Спорте», такие картриджи у них бывают не очень часто. Поэтому каретку я пока выбрасывать не стал.

Цепь выдержала около 130 км, затем было удалено «слабое звено», которое почти уже порвалось.

Еще были сняты и смазаны ролики заднего переключателя. Делать это надо после каждой поездки по хорошим дожем и по грязи. Так как они совершенно не защищены и грязь в них попадает очень легко.

По запчастям могу сказать следующее: наиболее широкий выбор в магазине «Интер-Спорт», далее идет «Триал-Спорт», потом «Спорт-Центр» в «Строгановском», а потом «Басег».

Пока все :)

Наверх
Hosted by uCoz